Странствие – страсть! Любимое дело – жизнь! В рамках экспедиции «Мангазейский морской ход» исследователи отправились в водное путешествие большая часть, которого проходила вдоль берега Карского моря.
«И вот это вот место для парусных судов старых деревянных было просто гибельным, здесь гибло огромное количество, и они придумали ходить волоком», – отмечает исторические факты Евгений Шкаруба, руководитель экспедиции «Мангазейский морской ход».
Экспедиция на деревянном карбасе «Матера», построенном по древней поморской технологии без единого гвоздя началась 8 июня в Белом море. Тогда они вышли из Архангельска в Мангазею. Спустя полтора месяца достигли побережья Карского моря. Почти неделю стояли на месте, потому что намертво застывшие льды загадочной холодной заснеженной глади не расходились. По словам экипажа, явление не из приятных, но буквально через пару дней экспедицию встретила освободившаяся от зимних оков Тазовская губа.
«В час ночи меня будит вахтенный и говорит, что льды расходятся. Я бужу всех своих товарищей, мы встаем, начинаем двигаться по разводью в течение полутора часов двигаемся по разводью… Проходим порядка 50-ти метров, дальше льды начинают сжиматься, мы останавливаемся, пьём чай ложимся спать… В часов пять утра меня снова будит вахтенный, говорит снова развод! И вот так в течение всего дня… Работа, работа… Дожидаешься потом следующего развода и вот так идешь», – рассказывает Евгений Шкаруба, руководитель экспедиции «Мангазейский морской ход».
Река Таз суровая, как и климат в Заполярье. Когда светит солнце, температура воздуха может достигать 25 градусов выше нуля, только начинает смеркаться и холод в секунды пробирает до дрожи. Несмотря на всё, почти за два с половиной месяца участники экспедиции успешно добрались до Тазовского. Сегодня своим опытом и знаниями путники делятся с тазовчанами в районном краеведческом музее. На встречу с путешественниками пришли как дети, так и взрослые.
«Вообще я еще со школы интересовался Мангазеей и историей нашего края. Сейчас работаю на рыбозаводе и в этих местах, где вот Мангазея находится частенько бываю… Тоже хочется узнать многое. Вот эти экспедиции они организовывают, и они находят эти пути, когда было освоение нашей Сибири древними путешественниками. Как это происходило, какие возможности были у них и какие возможности есть сейчас», – говорит Валерий Лырмин, гость встречи.
«Было бы интересно попробовать себя в этом. Может быть мечта какая-то даже появилась. Мне все понравилось, было интересно», – делится впечатлениями Степан Киндратюк, гость встречи.
Ему знакомы берега Балтийского моря. Бывал у причалов Дании, Швеции, северной Польши и Германии. Ещё в студенчестве Станислав Терешков именно там встречал закаты и рассветы. Тогда участник экспедиции увлекался историей Викингов, интересовался их кораблестроением. Сегодня увлеченный смолоду этим делом случайно из социальных узнал об экспедиции «Мангазейский морской ход» и, когда путники проезжали по Сеяхе, реке Ямальского района, решил примкнуть к своему отряду по увлечению.
«Я присоединился к этому походу на последнем этапе от Сеяхи до Мангазеи. Здесь просто… Я давно когда-то в море ходил под парусом, за этим проектом следил и тут вот оказалось, что на последний этап им требуются люди. Все здорово, ребята хорошие, сразу подружились… Про эмоции я может быть не умею рассказывать… Обскую губу пролетели быстро, да и по Тазовской походили. Разогнали, кстати корабль до 10 узлов», – говорит Станислав Терешков, участник экспедиции «Мангазейский морской ход».
10 узлов – это около 20 километров в час. Как отмечают участники экспедиции “Мангазейский морской ход” для карбаса такая скорость не очень характерна. Но тогда и погода, и ветер, и течение – всё было на стороне путников. В такое время путники обычно не работают под парусом, а общаются, обмениваются опытом или просто отдыхают. Сейчас они готовятся к тому, чтобы снова отправиться в дальний ход. От Тазовского до Мангазеи вверх по верховью реки Таз осталось ехать 220 километров. Всё путешествие у «романтиков» от Архангельска до первого русского города в Заполярье составляет три тысячи километров.
Добавить комментарий