Не ставить крест на жизни, а научить развязывать узлы. Как именно это делать, чтобы не навредить, а помочь и направить, говорили в течение двух дней специалисты социально-психологических служб школ района.
Прокачать профессиональные знания и повысить квалификацию в сфере профилактики суицидов среди подростков – главная задача семинара, который проводит Департамент образования района для специалистов социально–психологических служб всех школ муниципалитета, в том числе отдаленных поселений Антипаюты и Гыды. Тема, говорят педагоги, важная и очень деликатная. Даже случайное слово может нанести вред психике ребенка. Особенно подростка – в возрасте 12 -15 лет.
Светлана Мамонтова, заместитель директора Гыданской школы-интерната:
«Бывают перепады настроения, бывает довольно значимая потеря в семье, бывает непонимание в детском коллективе, буллинг. Может сыграть все, что угодно. На разных этапах жизни ребенка может по-разному сыграть, поэтому все, что угодно может быть. Иногда бывают такие ситуации, что даже не подумаешь, что у ребенка в голове плохие мысли. Очень бережно относимся к детям, которые замыкаются в себе, необщительные дети, к которым тяжело найти подход, к этим детям относимся внимательно».
Наталья Питасова, начальник отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних администрации Тазовского района:
«Каждый классный руководитель, не только социально-психологическая служба, педагог–психолог – он обязан отслеживать отклонения в поведении детей. То есть, если ребёнок кричит, что «мне все надоело, не хочу жить», обязан специалист подойти и обратить внимание на ребенка и сообщить руководителю. То есть самая главная задача образовательной организации – это выявление, а уже в дальнейшем работа по коррекции поведения ребенка, чтобы он не совершил необдуманных поступков».
Первая часть семинара – практическая – разбор кейсов. Участники заранее получили домашние задания. 12 самых разных ситуаций, некоторые взяты из реальной жизни. Например, девочка–подросток, в семье конфликты, попыток суицида не предпринимала, но угрожала им близким. Задача – проанализировать риски, понять, где найти дополнительную информацию и определить ресурсы.
Светлана Шестерикова, заместитель начальника Департамента образования Тазовского района:
«Все идея работы с этими кейсами – увидеть маркеры, увидеть суицидальные факторы, риски и простроить путь, который бы увел ребенка от этой ситуации кризисной, в которой он оказался по тем или иным причинам в жизни. И чтобы мыслей о том, чтобы завершить свою жизнь у него не было. И вот главный лейтмотив всего нашего семинара – мы, когда готовились, нашли замечательное выражение, я не знаю, кому принадлежит – «Научить не ставить крест, а научить развязывать узлы». И хотелось бы, чтобы наши психологи после окончания работы совместной ушли именно с этой идеей и в своей работе приводили ее в жизнь».
В режиме он-лайн к общению подключаются эксперты – заслуженный педагог Красноярского края, психиатр Дмитрий Юрков и Татьяна Романюк – практикующий психолог и главный специалист окружного Департамента образования. Каждый кейс участники, всего в семинаре задействованы 36 человек, анализируют детально, а потому практическая часть семинара – это минимум 2 часа разбора. Психологи отмечают, что школа в части профилактики суицидов играет огромную роль, но и родителям важно быть в курсе дел ребенка – как проводит свободное время, с кем общается и в каких группах состоит в социальных сетях.
Ализа Забирова, педагог-психолог подростковой школы «Созвездие»:
«Конечно, они должны, в первую очередь, установить более тесные отношения, заинтересоваться должны жизнь ребенка. Такое время сложное, в основном родители заняты тем, что деньги, зарабатывание денег и потому у них не хватает времени. Они должны понимать – то, что они сейчас, какой фундамент сейчас заложат в подростковом возрасте, с тем багажом знаний об окружающем мире и пойдет ребенок. Я думаю, тесный контакт родителей и детей – в первую очередь это должно быть налажено».
Факторы риска у детей и подростков, общие подходы к профилактике, психологическое сопровождение старшеклассников в период кризиса, роль образовательной организации в целом и школьных мероприятий в частности – подходы и алгоритмы участники семинара отрабатывали как на практике, так и повышали свою квалификацию в части теоретических знаний. Чтобы в случае появления «тревожных звоночков» вернуть ребенку уверенность в завтрашнем дне и счастливом будущем.
Добавить комментарий