О районе

История


Российская империя открыла для себя Тазовский полуостров в 16 веке. На реке Таз, называемой аборигенами Тасу-Ям-яха (жёлтая большая река), был основан Торговый городок, прозванный позднее златокипящей Мангазеей.

Русские поморы добирались сюда из Архангельска на парусных кочах за месяц, сибирские казаки плыли из верховьев Оби примерно столько же. Назад везли рыбную снедь и пушнину. До 80 тысяч соболиных хвостов поступало в казну с верховьев Таза.

Но суровая природа и сопротивление самодийских племён погубили царский форпост на севере Сибири.

В следующий раз государственный интерес возник в 18 веке. В 1752 году был предпринят морской поход с целью изучения судоходных возможностей Тазовской губы и Таза. Но только в 1883 году на территории района регистрируется первое официальное поселение – фактория Хальмер-Седе (в переводе с ненецкого «могилы на сопках»). Административной реформой, предпринятой Советской Россией, 10 декабря 1930 года создаётся Ямало-Ненецкий национальный (впоследствии автономный) округ. В его составе образуется Тазовский район с центром в селе Хальмер-Седе (с 1949 года – п.Тазовский). Базовым промышленным предприятием района становится Тазовский рыбозавод. В районе появляются речной порт, аэропорт (до 50-х г.г. принимавший гидросамолёты), начинает работать потребительская кооперация, создаются общеобразовательные учреждения, медицинские пункты.

Одновременно район переживает коллективизацию. Все оленеводы и рыбаки объединяются в колхозы, в личном хозяйстве запрещается держать более 70-ти оленей. Вплоть до 60-х территория ориентирована на рыбный промысел и производство мяса. В эти годы в районе существуют и развиваются 8 населённых пунктов (четыре из них впоследствии будут признаны неперспективными и перестанут существовать). 27 сентября 1962 года на Тазовской нефтегазоносной площади разведочная скважина №1 даёт газовый фонтан. Приоритеты территории круто меняются. Геология становится базовой отраслью на полные тридцать лет. Крупнейшей нефтегазоразведочной экспедицией – Тазовской НГРЭ – открываются такие месторождения углеводородного сырья как Ямбургское, Заполярное, Русское, Мессояхское и др. В середине 70-х количество постоянно проживающих в районе переваливает за отметку 10 тысяч человек.

В 1994-м году ГК «Ямбурггаздобыча» (дочернее предприятие РАО «Газпром») начинает мероприятия по разработке Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения и с 1 октября 2001 года приступает к промышленной добыче газа. Перспективное развитие одной из самых северных территорий отныне напрямую связывают с углеводородами.

География

Район располагается в высоких широтах северного полушария – за Полярным кругом. Координаты районного центра – посёлка городского типа Тазовский – 67,5° северной широты и 78,6° восточной долготы.

Территорию составляют полуострова – Тазовский (второе название Малый Ямал), Гыданский, Мамонта, Явай – и острова – Олений, Шокальского, Неупокоева, Вельницкого, Проклятые.

Северные берега омываются Енисейским заливом Карского моря, Гыданской, Юрацкой и Обской губой.

К внутренним водоёмам относятся Тазовская губа, реки Таз (протяжённость 1400 км), Мессояха, Гыда и множество других.

Крупнейшие озера – Ямбуто, Хасато, Ярато – находятся на севере территории. Всего же количество больших и малых озёр Тазовского района приближается к 19-ти тысячам.

Великое множество перелётных птиц оживляют безлюдную тундру с приходом весны. Вблизи Карского моря выводят птенцов белая сова и полярная крачка, орлан-белохвост и исландский песочник.Обилие водоёмов характерно для этих климатических зон — лесотундры, тундры и арктической тундры. Также как характерны низкие (до минус 60°) температуры зимой и наличие полярного дня и полярной ночи – в июне-июле солнце не заходит за горизонт, тогда как в декабре-январе световой день длится немногим больше часа.

Флора и фауна тоже соответствуют местонахождению муниципального образования.

Растительный мир представлен разнообразными мхами, среди которых выделяется ягель, карликовыми деревьями и кустарником. В числе наиболее распространённых популяций животных – полярные волк, песец и лисица, ондатра, обский лемминг, кольчатая нерпа. На севере встречаются белый медведь и морской заяц, атлантический морж и росомаха. Очень разнообразен птичий мир – здесь гнездятся несколько видов гаги, лебедей, чаек, уток, гусей. Есть и крайне редкие – краснозобая казарка и большой кроншнеп. В местных водоёмах водится 28 пород рыб, в том числе ценные промысловые – сибирский осетр, омуль северный, ряпушка, чир, пелядь, муксун, нельма.

Климатические условия идеально подходят для содержания домашнего северного оленя, поголовье которого достигает в Тазовском районе 180 тысяч особей.

На территории района находится Гыданский государственный природный заповедник и Мессояхский зоологический заказник. Общая площадь заповедных территорий – 981 674 га. В обеих охраняемых зонах разрешено постоянное проживание аборигенов.

Район богат углеводородным сырьём. Пять газоконденсатных месторождений эксплуатируются, ещё несколько предполагается разрабатывать в ближайшие годы.

На южной границе территории расположен историко-археологический памятник – древнее городище Мангазея.

Площадь района – 174 тысячи кв. километра. На территории муниципального образования находится 5 населённых пунктов. Численность населения 16 300 человек, в том числе 6200 проживает в районном центре Тазовский.

Население

По одной из этнографических версий родиной ненцев – аборигенов Тазовского и Гыданского полуостровов – является Горный Алтай. Самодийские племена постепенно оттеснялись за Полярный круг более сильными народами, в свою очередь отвоёвывая территории у таких же кочевников. Народная память ведёт устную летопись истории ненецкого народа с 16-17 веков н.э.

Примерно с тех же времён известны и религиозные представления аборигенов. Ненцы – язычники. Из множества божков и идолов выделяются верховный бог Нум, благодаря которому существует всё живое и Бог подземного царства Нга, который, напротив, ведает мёртвыми. Каждая семья имеет своего покровителя (сядаи), в память об умершем родителе изготавливается крошечный идол, за которым не забывают ухаживать.

Редкие в тундре деревья, как правило, обожествляются. Возле них происходят жертвенные трапезы, а завязанные на ветках ленточки означают чьи-то жаркие просьбы.

С оленьей упряжкой одинаково хорошо обращаются и мужчины, и женщины.

За столетия образ жизни коренного населения изменился мало. Основным богатством кочевника остаётся олень.

Семья оленевода круглый год движется за своим стадом. На лето, спасаясь от гнуса, идут к морю, осенью возвращаются к более сытным южным пастбищам. Пути кочевий унаследованы от отцов и часто ненцы не возят с собой весь домашний скарб, оставляя сезонные вещи в местах традиционных стойбищ. Жилищем кочевника по сей день остаётся чум – на выставленные пирамидой шесты натягиваются покрытия – нюки: зимние сшиты из оленьих шкур, летние из плотной ткани – обычно брезента. Эти же материалы служат мануфактурой для верхней одежды и обуви ненцев.

В семье с достатком, шкур хватает на всё – для тундровика сырое или отварное оленье мясо, кровь и внутренности животного – обязательное блюдо. Подсчитано, что для нормального существования на каждого члена семьи должно приходиться 60 оленей. Тогда и еды хватит, и одежду можно будет менять по мере износа, и воспроизводство стада будет обеспечено.

Национальная одежда не просто удобна, а ещё и красива.

Большим подспорьем для здешних аборигенов всегда был промысел рыбы. Безоленные и малооленные ненцы вообще занимаются этим профессионально – предпочитая вести условно-оседлый образ жизни, переезжая за год всего два раза – на места летнего лова и на зимнюю рыбалку. Ненцы – хорошие охотники – на севере района тундровики до сих пор активно бьют морского зверя, в центральной части охотятся на песца, ондатру, белую куропатку, водоплавающую дичь.

Практически хозяйство кочевников остаётся натуральным. Они самостоятельно изготавливают нарты для передвижения и хранения вещей, упряжь для оленей, нюки для чума и циновки для постелей. Конечно, очаг в чуме давно заменила печь-«буржуйка», а склянку с тюленьим жиром – керосиновая лампа.

В обиход коренных жителей вошли резиновая обувь и европейская одежда, в пищу используются мука и крупы, сахар, масло, чай. Некоторые из тундровиков обзавелись передвижными электродвижками и в их чумах можно увидеть видеодвойки и магнитофоны. Все коренные дети получают среднее образование в муниципальных школах-интернатах.

Многие продолжают обучение и становятся врачами, учителями, инженерами, государственными чиновниками. Но по-прежнему более 5 тысяч человек, а это 70 процентов проживающих на территории Тазовского района ненцев, предпочитают вести унаследованный от предков образ жизни.

Свежие новости
Важные новости
Подпишитесь, чтобы быть в курсе новостей