Умные автомобили доставляют грузы с Большой земли на Восточно-Мессояхское месторождение.
То, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня – уже реальность. На автозимник, связывающий самое северное материковое месторождение нефти в стране с Тазовским, выходят беспилотные автомобили. За рулем «КАМАЗа» нет водителя. Благодаря инновационным решениям российских разработчиков, «умная» машина едет сама.
«Управление происходит с помощью высокоточного навигационного оборудования, также на машине установлено лидарное зрение, радарное зрение и нейронная сеть, которая позволяет определять объекты. Также управлять машиной и управлять ей беспилотно», – поясняет Динас Талипов, главный специалист службы инновационных автомобилей НТЦ ПАО «КАМАЗ».
Первое испытание Крайним Севером грузовики-беспилотники прошли на Восточно-Мессояхском месторождении три года назад. Тогда они безаварийно преодолели 2,5 тысячи километров и продемонстрировали весь потенциал цифрового ресурса. Умный автомобиль не устает и не ошибается, даже в условиях плохой видимости. Современное навигационное оборудование позволяет двигаться по заданной траектории с точностью до двадцати сантиметров, лидары и сонары – находить объекты и рассчитывать расстояние до них, а видеокамеры – составлять цифровую дорожную карту.
«Восточная Мессояха – это умное месторождение, у нас применяются цифровые решения при строительстве, нефтедобыче. Теперь появились в транспортной сфере беспилотные «КАМАЗы». Это, прежде всего, вопрос безопасности и развитие логистики доставки грузов, что крайне важно в условиях Арктики», – рассказывает Роман Дьячков, главный специалист по транспорту «Мессояханефтегаза».
Первым в путь выдвигается автомобиль, который контролирует водитель, далее – беспилотник. В одной колонне может быть до двадцати таких «КАМАЗов».
«Скорость автомобиль достигает в беспилотном режиме до 40 километров в час. Возможно, в будущем мы его ускорим еще», – поясняет Сергей Кутдусов, ведущий инженер-программист НТЦ ПАО «КАМАЗ».
Контроль за перемещением грузовиков осуществляется из центра управления «Газпромнефть-Снабжения». Связь между машинами и оператором поддерживается с помощью WI-FI и беспроводной высокоскоростной передачи данных. От нефтяного промысла до ближайшего населенного пункта – почти 150 километров.
««Газпромнефть-Снабжением» в 2023 году было перевезено порядка 50 тысяч тонн груза по автозимнику, что составляет 1326 рейсов. В том числе в этом году принимали участие беспилотные «КАМАЗы», которые также приняли активное участие в данном мероприятии, что можно назвать историческим событием. Уверен, что беспилотные «КАМАЗы» также в будущих периодах будут перевозить и выполнять задачи, которые будут поставлены нам для выполнения работ», – рассказывает Игорь Вяткин, начальник цехового подразделения «Мессояха» «Гапромнефть-Снабжения».
Самый северный материковый нефтепромысел в стране, Восточно-Мессояхский, сегодня с полным правом можно назвать цифровым месторождением. Искусственный интеллект здесь внедряется не только в сферу доставки грузов. Программные решения помогают эффективно управлять нефтедобычей, повышают безопасность и скорость процессов, помогают контролировать состояние вечной мерзлоты и обеспечивать экологическую безопасность.
Добавить комментарий