Степан Яндо работает руководителем кружка в ЦНК, где дети занимаются изготовлением изделий из дерева по традиционным технологиям. Надежда Рохтымова трудится воспитателем в школе-интернате, поет в ненецком ансамбле и много лет подряд побеждает в гастрономических фестивалях. Сегодня семья в отпуске. Однако летом супруги далеко от поселка не уезжают.
Лето, отпуск, чум, свежий воздух. Такое утро – всегда приятное! Сейчас Степан Яндо завершает работу над традиционным ненецким бубном. Это заказ. Инструмент будет частью декора в чьей-то поселковой квартире.
«Все инструменты, которыми мы пользуемся, они сценические. Потому что до традиционного и настоящего простому человеку нельзя дотрагиваться. У него есть колоссальная энергия, которая может повлиять на здоровье человека. А эти сценические – с ними ничего страшного не произойдет. Но при этом тоже надо к нему особое отношение иметь. Бросать нельзя, рвать нельзя. Аккуратно с ним работать», – поясняет Степан Яндо.
Акриловыми красками он выводит сложный сюжет. Шаман камлает на фоне северного сияния. Его душа, в поисках ответов, словно вылетает через дымоход чума и уносится куда-то во вселенную. Вселенная Степана – это родной чум. Впервые в этой семье его поставили в 10 километрах от Тазовского еще во время массовых ограничений пандемии 2020 года.
«Для друзей – дача. Для нас – тоже дача. Мы это так и рассматривали. Хотя некоторые нам говорят, чтобы запускали коммерческое какое-то предприятие. Мы пока не готовы. Мы здесь отдыхать приходим. Какие-то работы традиционные сделать. Для нас, для себя. Чтобы душу успокоить. Потому что в городских условиях человек меняется. Забывает исторические корни. А здесь восполняем. Ребятишки к нам приходят», – говорит Степан Яндо.
Задача на день – доплести сеть. Вечером они попробуют ее забросить в ближайшее озеро. Артур Ядне и Сергей Яр – воспитанники Степана Яндо. Они и еще 40 детей тундровиков в возрасте от 7 до 17 лет ходят в кружок ЦНК по изготовлению изделий из дерева по традиционным теологиям. Например, макеты предметов быта оленеводов. В этом году Артур и Сергей закончили девятый класс. Экзамены позади. Подростки ждут выпускной и борт в Гыду. Их родители – оленеводы. Ведут традиционный образ жизни.
«Здесь свободно. В поселке суета. А сюда приходишь – тут свободно становится дышать. Кормят хорошо – вареное всегда бывает», – делится Ядне Артур.
Надежда Рохтымова растопила чумовую печь еще в восемь утра. Оленина лениво томится в кастрюле пять часов. Мясо стало нежным, бульон наваристым. Из последнего чуть позже хозяйка сделает традиционный суп «Я». Обязательное угощение к обеду и строганина из щекура. В чуме у Надежды всегда пахнет именно ненецкими угощениями. Ведь супруги родились и выросли в Гыданской тундре, стараются не забывать корни. Северянка уже много лет выигрывает муниципальный колоритный гастрономический фестиваль, занимается сбором фольклора и традиций ненцев.
«В основном я спрашиваю старших людей-стариков. Что раньше было и как это было? Какие обычаи и традиции? Что готовили, что шили? Например, сейчас съездила на фестиваль окружной «Душа тундры», может бабушка мне и рассказывала, да я забыла. Что раньше в накосники сплетали женские волосы. Не нитки цветные, как мы сейчас, а волосы собирали свои и косы плели», – рассказывает Надежда Рохтымова.
И вот уже все, кто сегодня живет в стойбище, собираются за столом. Кстати, разговаривают в чуме только на ненецком языке. Для нашей съёмочной группы сделано исключение. В семье Степана Яндо и Надежды Рохтымовой планируют и дальше проводить отпуск исключительно в чумовой даче. Степан мечтает о большой тундровой мастерской. Надежда занимается в чуме выделкой шкур. К зиме сошьет для мужа новую малицу.
Добавить комментарий