Огонь в традиционной культуре народов Севера считается живым. К нему относятся бережно, с уважением и называют – Ту’ Хада. Ту’ Хада являлась женским божеством. Она охраняла жилище, помогала при родах, отгоняла болезни.
Чтобы умилостивить хозяйку огня ненцы приносили в жертву самые лакомые кусочки мяса, добытого на охоте или мяса домашнего, или жертвенного оленя, жиром. Почитание огня отражено в фольклоре: сказках, легендах, в религии и многочисленных нормах поведения.
Огонь в очаге должны поддерживать и «кормить» лишь «люди своего очага», очаг не должны растапливать чужие, даже приехавшие в гости родственники, поскольку у них есть свой очаг. Огонь дает тепло, на нем готовят пищу, очаг объединяет семью. Это символ защиты, объединяющее начало. А еще огонь используется как средство очищения и оберега для людей, оленей и всего пространства тундры.
Этот чум – гостевой. Сюда приезжают туристы. Но все атрибуты, находящиеся в чуме, являются традиционными, служившими когда-то предкам хозяйки. Например, ненецкая сумка-туця, украшенная старинными пуговицами царских времен, или мешочек из оленьих копытец для мелких изделий, плюс головной убор, украшенный старинными металлическими изделиями и ложная коса.
«Мы находимся в моем чуме. Я индивидуальный предприниматель. Выиграла гранд и купила чум. Принимаю гостей. О святости огня. Огонь нас с рождения встречает, по жизни нас согревает, и провожает в загробный мир. У ненцев женщина считается сакрально нечистой. И она раз в месяц после критических дней проводит обряд очищения огнем. С малых лет ненцы приучают детей к бережному отношению к огню. Нельзя его топтать, переходить его, небрежно к нему относиться, плеваться в огонь», – рассказывает Елена Тибичи, хозяйка чума.
Елена показала, как по-настоящему в ненецком чуме проводят обряд очищения. Вот она отрезала от сумочки кусочек шерсти бобра, оторвала с песцового воротника ворсинки меха для того, чтобы скатать в комочек бобровую шерсть. Затем набрала из печи горящие угли в миску.
Обряд хозяйка чума начинает с себя, она омывает тело водой с растворенной в ней чагой. Затем очищает себя над угольками с огня, положив туда кусочек бобровой шерсти, издавая ритуальные звуки, опрыскивает угли водой с чагой. Во время обряда Елена накидывает на себя одежду для очищения.
Затем следует обряд очищения спальных мест. Если в чуме дети, то их усаживают на постель. Дальше северянка окуривает священный шест и всю окружность чума.
И последнее очищение Елена проводит у священной нарты. Вот так замысловато и хлопотно проходит обряд. Зато все жители чума чувствуют себя после такого обряда облегченными и очищенными.
Добавить комментарий